Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
сейчас на сайте
Фотоальбом

Древнерусское искусство в Третьяковке

HRY-LX1
31 43

Первые иконы Павел Михайлович Третьяков приобрел в 1890 году. Он собрал 62 произведения и первым признал иконы подлинным и великим художеством. Иконы включили в экспозицию галереи в 1904 году. В 1929 году поступили иконы из музея им. Ильи Семеновича Остроухова. В 1930 году решено сделать Третьяковскую галерею центром по изучению культурного наследия древнего периода русской истории, и в музей поступили предметы искусства из музеев и частных собраний, которые и сформировали нынешнюю коллекцию. Лучшие произведения иконописи созданы в допетровскую эпоху, когда это было единственное живописное искусство, где мастера могли выразиться. В Сборнике постановлений Собора было требование о следовании старинным иконописным подлинникам, чтобы священные изображения были понятны и знакомы молящимся. Собрание икон Третьяковской галереи считается одним из лучших в мире.

Два всадника Около 1062 года Киев Шифер, рельеф. Древнейшее произведение искусства. Плиту нашли в 1884 году рядом с собором Михайлов Златоверхого монастыря в Киеве. В середине XX века передана в Третьяковскую галерею в обмен на картины украинских художников.Предположительно на плите изображены св. Дмитрий (справа) и св. Нестор
Два всадника Около 1062 года Киев Шифер, рельеф. Древнейшее произведение искусства. Плиту нашли в 1884 году рядом с собором Михайлов Златоверхого монастыря в Киеве. В середине XX века передана в Третьяковскую галерею в обмен на картины украинских художников.Предположительно на плите изображены св. Дмитрий (справа) и св. Нестор
Спас Нерукотворный Вторая половина XII века Новгород Древнейший из сохранившихся в России списков иконы Спаса Нерукотворного написан новгородским мастером. Эта икона из Успенского собора Московского кремля. Царь Эдессы Авгарь V послал своего архивария художника Ханнана  к Спасителю с просьбой исцелить его от проказы. Господь велел принести ему кувшин с водой, умылся и вытер лицо платом. Его образ отпечатался на ткани и Авгарь исцелился. прикоснувшись к изображению.
Спас Нерукотворный Вторая половина XII века Новгород Древнейший из сохранившихся в России списков иконы Спаса Нерукотворного написан новгородским мастером. Эта икона из Успенского собора Московского кремля. Царь Эдессы Авгарь V послал своего архивария художника Ханнана к Спасителю с просьбой исцелить его от проказы. Господь велел принести ему кувшин с водой, умылся и вытер лицо платом. Его образ отпечатался на ткани и Авгарь исцелился. прикоснувшись к изображению.
Спас Эммануил с архангелами Конец XII века Владимиро-Суздальская Русь. Спас Эммануил-иконографический тип,.представляющий Христа в отроческом возрасте. Ангел перед рождением Христа сказал Иосифу:"Дева во чреве примет и родит сына и нарекут ему имя Еммануил, что значит : с нами Бог. Икону называют "Ангельский деисус". по бокам Христа ангелы Гавриил и Михаил. Икона привезена в Москву в 1512 году. В Третьяковскую галерею поступила в 1930 году из Оружейной палаты.
Спас Эммануил с архангелами Конец XII века Владимиро-Суздальская Русь. Спас Эммануил-иконографический тип,.представляющий Христа в отроческом возрасте. Ангел перед рождением Христа сказал Иосифу:"Дева во чреве примет и родит сына и нарекут ему имя Еммануил, что значит : с нами Бог. Икону называют "Ангельский деисус". по бокам Христа ангелы Гавриил и Михаил. Икона привезена в Москву в 1512 году. В Третьяковскую галерею поступила в 1930 году из Оружейной палаты.
Архангел Михаил Около 1300 года Ярославль Архангел Михаил-глава святого воинства Ангелов и Архангелов, вождь против дракона-диавола и взбунтовавшихся ангелов.Икона поступила из Спасского монастыря Ярославле в 1932 году
Архангел Михаил Около 1300 года Ярославль Архангел Михаил-глава святого воинства Ангелов и Архангелов, вождь против дракона-диавола и взбунтовавшихся ангелов.Икона поступила из Спасского монастыря Ярославле в 1932 году
Святой Георгий  1130 год Новгород Образ Георгия соответствует византийскому изображению святого в образе воина.Поступила из ЦГРМ в 1932 году
Святой Георгий 1130 год Новгород Образ Георгия соответствует византийскому изображению святого в образе воина.Поступила из ЦГРМ в 1932 году
Успение Богоматери Начало XIII века Новгород  Апостол Петр наклонился к ногам Марии, Иоанн Богослов наклонился к ложу. Иисус Христос держит душу Марии (младенец в его руках) . Икона поступила из церкви Успения Десятичного монастыря близ Новгорода.
Успение Богоматери Начало XIII века Новгород Апостол Петр наклонился к ногам Марии, Иоанн Богослов наклонился к ложу. Иисус Христос держит душу Марии (младенец в его руках) . Икона поступила из церкви Успения Десятичного монастыря близ Новгорода.
Благовещение (Устюжское) 30-40-е годы XII века Новгород
Благовещение (Устюжское) 30-40-е годы XII века Новгород
Богоматерь Печерская Свенская с предстоящими апостолами Антонием и Феодосием Около 1288 года Киев
Богоматерь Печерская Свенская с предстоящими апостолами Антонием и Феодосием Около 1288 года Киев
Спас на престоле с избранными святыми Вторая половина XIII века Новгород
Спас на престоле с избранными святыми Вторая половина XIII века Новгород
Святой Николай с избранными святыми конец XII  начало XIII века Новгород
Святой Николай с избранными святыми конец XII начало XIII века Новгород
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча Первая треть XIII века Владимиро-Суздальская Русь. Деисусный чин -группа икон, имеющая в центре изображение  Христа, а слева и справа от него Богоматерь и Иоанна Крестителя.
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча Первая треть XIII века Владимиро-Суздальская Русь. Деисусный чин -группа икон, имеющая в центре изображение Христа, а слева и справа от него Богоматерь и Иоанна Крестителя.
Спас Нерукотворный Конец XIII-начало XIV века Ростов
Спас Нерукотворный Конец XIII-начало XIV века Ростов
Спас Нерукотворный Последняя четверть XIV века Ярославль. Спас Нерукотворный- самый чтимый образ в православии.
Спас Нерукотворный Последняя четверть XIV века Ярославль. Спас Нерукотворный- самый чтимый образ в православии.
Чудо от иконы Богоматерь Знамение ( битва новгородцев с суздальцами). Новгород. В верхней части новгородцы молятся перед иконой у церкви Спаса Преображения и переносят ее. в средней части переговоры и затем суздальцы мечут стрелы в икону. В нижней части побежденные суздальцы справа.
Чудо от иконы Богоматерь Знамение ( битва новгородцев с суздальцами). Новгород. В верхней части новгородцы молятся перед иконой у церкви Спаса Преображения и переносят ее. в средней части переговоры и затем суздальцы мечут стрелы в икону. В нижней части побежденные суздальцы справа.
Богоматерь Великая Панагия ( Оранта) Первая треть XIII века Ярославль
Богоматерь Великая Панагия ( Оранта) Первая треть XIII века Ярославль
Рождество Богоматери Середина XIV века Новгород
Рождество Богоматери Середина XIV века Новгород
Отечество с избранными святыми Конец XIV века Новгород На коленях у Отечества изображен Спас Эммануил- Христос в отроческом возрасте
Отечество с избранными святыми Конец XIV века Новгород На коленях у Отечества изображен Спас Эммануил- Христос в отроческом возрасте
Святой Николай Середина XIV века Псков
Святой Николай Середина XIV века Псков
Собор Богоматери Конец XIV -начало XV Псков
Собор Богоматери Конец XIV -начало XV Псков
Избранные святые Параскева, Варвара и Ульяна Конец XIV -начало XV века Псков
Избранные святые Параскева, Варвара и Ульяна Конец XIV -начало XV века Псков
Андрей Рублев и мастерская. Деисусный чин 1408 Деисусный чин-группа икон, имеющая в центре изображение Христа, Иконы в иконостасе располагаются рядами, такие ярусы называются "чинами". Иконостас включает от трех до шести чинов.
Андрей Рублев и мастерская. Деисусный чин 1408 Деисусный чин-группа икон, имеющая в центре изображение Христа, Иконы в иконостасе располагаются рядами, такие ярусы называются "чинами". Иконостас включает от трех до шести чинов.
Андрей Рублев и мастерская 1408
Андрей Рублев и мастерская 1408
Богоматерь Умиление (Любятовская) XV век Псков
Богоматерь Умиление (Любятовская) XV век Псков
Симон Ушаков Богоматерь Киккская. 1668 год.  Школа  Оружейной палаты. В середине XVII века прославился Симон Ушаков, у которого появились красивые образы, лица на его иконах потеряли византийскую продолговатость, а стали типично русскими.
Симон Ушаков Богоматерь Киккская. 1668 год. Школа Оружейной палаты. В середине XVII века прославился Симон Ушаков, у которого появились красивые образы, лица на его иконах потеряли византийскую продолговатость, а стали типично русскими.
Симон Ушаков Успение Богоматери. 1663 Богоматерь на ложе, вокруг апостолы. Христос явился за душой Марии в окружении небесных сил.
Симон Ушаков Успение Богоматери. 1663 Богоматерь на ложе, вокруг апостолы. Христос явился за душой Марии в окружении небесных сил.
Симон ( Пимен) Федорович Ушаков (1626-1686)  Богоматерь Владимирская  1668 ( Древо государства Московского)
Симон ( Пимен) Федорович Ушаков (1626-1686) Богоматерь Владимирская 1668 ( Древо государства Московского)
Симон Ушаков Спас
Симон Ушаков Спас
Симон Ушаков Богоматерь Владимирская 1652 Школа Оружейной палаты Владимирский образ Божьей Матери- самая ранняя православная икона, которая сохранилась до наших дней. По преданию ее написал евангелист Лука. Она попала  из Иерусалима в Константинополь в V веке, а в 1130 году ее подарили киевскому князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. В XII веке образ хранился в главном храме Владимира, откуда и произошло ее название. В 1395 году икону перевезли в Москву,чтобы уберечь от нашествия монголов. Симон Ушаков сделал список с иконы.
Симон Ушаков Богоматерь Владимирская 1652 Школа Оружейной палаты Владимирский образ Божьей Матери- самая ранняя православная икона, которая сохранилась до наших дней. По преданию ее написал евангелист Лука. Она попала из Иерусалима в Константинополь в V веке, а в 1130 году ее подарили киевскому князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. В XII веке образ хранился в главном храме Владимира, откуда и произошло ее название. В 1395 году икону перевезли в Москву,чтобы уберечь от нашествия монголов. Симон Ушаков сделал список с иконы.
Симон Ушаков Спас Нерукотворный.1661 Оружейная палата.
Симон Ушаков Спас Нерукотворный.1661 Оружейная палата.
Снятие со Креста. Конец XV-начало XVI в Каргополь Дерево, темпера Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова 1929
Снятие со Креста. Конец XV-начало XVI в Каргополь Дерево, темпера Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова 1929
Оплакивание. Конец XV-начало XVI в Каргополь Дерево, темпера Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова 1929
Оплакивание. Конец XV-начало XVI в Каргополь Дерево, темпера Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова 1929
Чудо Георгия о змие с житием Конец XVI-начало XVв Кострома
Чудо Георгия о змие с житием Конец XVI-начало XVв Кострома
Иван Александров Успение Богоматери. Богоматерь лежит перед Христом на смертном одре. У изголовья апостол Петр с кадилом, два апостола и два ангела. С правой стороны -апостол Павел и восемь апостолов. Распахнуты ворота Рая, готовые принять душу Богоматери.
Иван Александров Успение Богоматери. Богоматерь лежит перед Христом на смертном одре. У изголовья апостол Петр с кадилом, два апостола и два ангела. С правой стороны -апостол Павел и восемь апостолов. Распахнуты ворота Рая, готовые принять душу Богоматери.
Алексей Квашнин Богоматерь "Всех скорбящих радости" 1707 Школа Оружейной палаты. Богоматерь предстает в образе царицы в молении перед Христом, восседающем на  престоле в небесах. Внизу на иконе изображены бедствующие люди, которым ангелы помогают от Ее имени.
Алексей Квашнин Богоматерь "Всех скорбящих радости" 1707 Школа Оружейной палаты. Богоматерь предстает в образе царицы в молении перед Христом, восседающем на престоле в небесах. Внизу на иконе изображены бедствующие люди, которым ангелы помогают от Ее имени.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием Конец XVII- начало XVIII века. Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями в одеянии аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельскому свидетельству об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии. "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему." На Руси икона встречается с XIV века.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием Конец XVII- начало XVIII века. Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями в одеянии аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельскому свидетельству об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии. "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему." На Руси икона встречается с XIV века.
Успение Богородицы
Успение Богородицы
Неизвестный иконописец середины XVI века "Благословенно воинство небесного царя..." (Церковь воинствующая)
Неизвестный иконописец середины XVI века "Благословенно воинство небесного царя..." (Церковь воинствующая)
Царские врата. Третья четверть XVI века. Вологда. Дерево, темпера. поступление из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова в 1929 году. В первом ряду в центре иконостаса Царские врата. Над ними тайная вечеря. По сторонам от врат располагались иконы Христа и Богоматери.
Царские врата. Третья четверть XVI века. Вологда. Дерево, темпера. поступление из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова в 1929 году. В первом ряду в центре иконостаса Царские врата. Над ними тайная вечеря. По сторонам от врат располагались иконы Христа и Богоматери.
Видение преподобного Евлония 1565-1596 Происходит из введенского монастыря в Сольвычегодске. Металл, тиснение, серебрение. Евлогию дано было видеть , как вместе с монахами пасхальную службу пели ангелы. Евлогий изображен внизу  справа со свитком.
Видение преподобного Евлония 1565-1596 Происходит из введенского монастыря в Сольвычегодске. Металл, тиснение, серебрение. Евлогию дано было видеть , как вместе с монахами пасхальную службу пели ангелы. Евлогий изображен внизу справа со свитком.
София Премудрость Божия XVII век Поступило из фондов Московского областного отдела народного образования в 1930 году. В центре молодой Христос, перед ним Богоматерь в одеянии царицы, с другой стороны Иоанн Предтеча. Вверху- Саваоф. в левом углу пророк и псалмопевец Давид. На верхнем поле надпись: Излилось из сердца моего благое слово", что является символом союза Христа и Церкви.
София Премудрость Божия XVII век Поступило из фондов Московского областного отдела народного образования в 1930 году. В центре молодой Христос, перед ним Богоматерь в одеянии царицы, с другой стороны Иоанн Предтеча. Вверху- Саваоф. в левом углу пророк и псалмопевец Давид. На верхнем поле надпись: Излилось из сердца моего благое слово", что является символом союза Христа и Церкви.
Василий Ермолин Фрагмент скульптуры "Чудо Георгия о змие" 1464 год Белый камень, темпера. Поступила в 1969 году.
Василий Ермолин Фрагмент скульптуры "Чудо Георгия о змие" 1464 год Белый камень, темпера. Поступила в 1969 году.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому